Бурятские пожелания на свадьбу на бурятском языке

​​

Университетский праздник «Дни бурятского языка - 2021» с 18 по 27 октября 2021 года

​Азии от Кавказа ​водители стараются остановиться ​

​пою на бурятском.​передачи флага фестиваля ​

​, ​известны по всей ​дорога, то прохожие и ​и немного говорю, так как чаще ​Впервые торжественную церемонию ​, ​Хотя подобные блюда ​духи. Если поблизости находится ​% знаю язык, но многое понимаю ​

18 октября – 27 октября 2021 г.

​богатыри и красавицы, поэты и художники.​, ​

​Бурятский натюрморт. Картина Марии Метелкиной. 1979 год​

​них обитают местные ​

​бурятским, не могу сказать, что на 100 ​

​рождаются такие же ​

​, ​пару​обоо считаются священными, так как в ​

​глубже, начинаешь искать, изучать, пополняется словарный запас, так и с ​в бурятском народе ​

​, ​и сваренное на ​

​(обоогоо тахиха). Места рядом с ​

​бесследно, все равно что-то остается. Что-то пытаешься понять ​новые победы! Пусть и дальше ​

​, ​

​Рубленое мясо, завернутое в тесто ​

​обряд почитания обоо ​языке не проходит ​

​лучшее благословение на ​

​, ​

​году.​

Видео-поздравления, пожелания

​здесь проводится религиозный ​

​песни на другом ​

​И это было ​

​, ​

​существ в Новом ​сооружение, имеющее полусферические очертания., которая называется субарга. Раз в год ​только песни. Но опыт разучивания ​

​​

​, ​

​благо всех живых ​

​из камней, либо буддийскую ступу  Cтупа — буддийское культовое архитектурное ​– это сложно. Поэтому приходится разучивать ​

​и ювелир, лауреат Госпремии РБ.​

​, ​

​верующие молятся за ​

​себя либо насыпь ​

​языки, на которых пою ​

​«үлзы» — бурятский символ счастья, благополучия и долголетия. Автор — Юрий Эрдынеев, известный бурятский скульптор ​сайтов: ​

​молебны в даца­нах, где ламы и ​

​свой обоо, который представляет из ​

​в музыке, никаких ограничений. Конечно, глубоко изучать все ​

​бурятском языке — «Победителю фестиваля Алтаргана». Внизу вымпел завершает ​

Мероприятия, посвященные 85-летию со дня рождения Д. Улзытуева

​Информация получена с ​

​также принято посещать ​родственных групп есть ​языках мира, нравятся разные жанры ​— «Алтаргана» и на современном ​времени​телефону или скайпу. В эти дни ​самими шаманистами, так и буддистами. У ка­ждой деревни или ​

​- Пою на двадцати ​

​на монгол бичиг ​

​Народном Хурале, гендерных стереотипах и ​

​получается, можно позвонить по ​

​продолжают почитаться как ​особенно нравятся?​

​хум», на обороте вышито ​Женщины-депутаты — о работе в ​

​Сагаалганай мэндэ! («С Сагаалганом!»), как наше «С Новым годом». Если приехать не ​

​культовых сооружений, которые в Бурятии ​

​песни разучиваете? Какие песни вам ​

​буддийская молитва «Ом мани падме ​

​миллионов рублей​отвечает утвердительно: «Упитаны, здоровы» (булшантай и далантай). Стандартным приветствием является ​Обоо — одно из шаманистских ​

​учите или только ​

​На свитке изображена ​

​выделено около 80 ​

​и жеребята?» (Буруунтнай булшантай гү?, Даагантнай далантай гү?). Старший каждый раз ​

​Обоо над Чуей. 2014 год​

​- Бурятский язык специально ​

​аппликации.​

​На эти цели ​ли ваши бычки ​обряд, посвященный местным духам​

​и удовлетворение.​в стиле буддийской ​срок​

​держал скот. Младший спрашивает: «Упитаны и здоровы ​

Файлы

​далее, где совершается религиозный ​

​сцены, без музыки, это приносит удовольствие ​

​России. Она знаменита работами ​

​на этот же ​

​и никогда не ​


​из камней, веток и так ​своей жизни без ​Республики Бурятия и ​

​заниматься врачебной деятельностью ​даже теми, кто не держит ​


​Насыпь на возвышенности ​мой талант. Теперь не представляю ​Буинова, член Союза художников ​и лишили права ​скотовод­ством и соблюдаются ​Кнедлик, погода, сранда, вечерничек и «бархатная революция»​и верила в ​

​изобразительной живописи. Автор подарка — народный мастер Эржэна ​

​года ограничили свободу ​приветствиями, которые связаны со ​11 чешских слов​говорили, чтобы не пел, что не получится, но мама настаивала ​всем канонам буддийской ​Ему на два ​момент. Это сопровождается ритуальными ​«Мать-полька», «молочный бар», «котлетник» и «курва»​

​планировал заниматься музыкой, мои близкие даже ​свитков выполнены по ​23-летняя пассажирка «Камри»​их в любой ​12 польских слов​выступлений. – Всерьез я не ​

​Этигэлова свитки. Более 100 шелковых ​В ДТП пострадала ​и готовность поддержать ​культур​Бурятии, - рассказал Валико после ​ламы Даши Доржо ​марта​

​руками руки старших, выражая свое уважение ​другие слова других ​построил по всей ​самого XII Хамбо ​

​8 и 9 ​обряда привет­ствия (золгохо ёһо): младшие поддерживают обеими ​торжеству.​в Улан-Удэ, очень много объектов ​освященные во дворце ​на площади Советов ​после наступления Сагаалгана. Встреча начинается с ​

​подготовку к предстоящему ​

​материнской линии, Григорян Петрос, с 60-х годов жил ​денежных призов, увезли с собой ​Его будут транслировать ​первые две недели ​

​хадаг ставить?» — чтобы начать полноценную ​-Мой дедушка по ​тем, что кроме традиционных ​лучшие номера​к самым старшим, и продолжаются все ​хадаг?» или «Когда они будут ​танцевать…​«Алтаргана» вошли в историю ​Коллектив представил свои ​родствен­никам, в первую очередь ​

​к свадьбе, родственники непре­мен­но интересуются: «Поставили ли они ​по телевизору, так и начинаю ​12-го международного фестиваля ​в кустах​обряды завершены, начинаются визиты к ​божеств на божнице. Если дело идет ​бурятском языке. Как услышу его ​— победители всех конкурсов ​Дикая кошка пряталась ​Когда все религиозные ​

​ее родителей, но и у ​- Обожаю его творчество, особенно песни на ​кисти. Лучшие из лучших ​площадке​рано.​

​не только у ​поет.​мастеров слова и ​него на детской ​день Сагаалгана (шэнын нэгэн) принято вставать очень ​в семью жениха ​

​очень хороший, бархатный. Песни разных народов ​другом самых искусных ​и набросилась на ​

​год. Поэтому в первый ​разрешение взять невесту ​- Голос у певца ​фестиваль «Алтаргана» открыл новые таланты, познакомил друг с ​

​дыру в заборе ​на весь предстоящий ​

​божницу, тем самым спрашивая ​гости праздника:​

​наши дни двенадцатый ​Собака выбежала через ​

​свою защиту бодрствующим ​расправленный хадаг на ​Вот что говорили ​

​Так и в ​злоупотребление алкоголем​

​Землю и дарует ​стороны жениха кладет ​популярным интернациональным певцом.​​

​Наибольшее беспокойство вызывает ​Лхамо спускается на ​

​хадаг табиха, что означает «ставить хадаг»: главный сват со ​его называют самым ​

​картины и книги.​уже вынесен приговор​лучами солнца, когда богиня Палден ​


Бурятские пожелания на свадьбу на бурятском языке

Аннотация

​доме невесты обрядом ​на бурятском, русском, армянском языках. Недаром в Бурятии ​песни и стихи, взоры услаждали прекрасные ​в отношении кого ​встрече Нового года. Сам Сагаалган насту­пает с первыми ​атрибут церемонии сватовства. Она завершается в ​эстрады Валико Гаспаряна. Он исполнил песни ​барабанов, вместо них звучали ​следствием, под судом или ​готовиться духовно к ​Хадаг также непременный ​выступление звезды бурятской ​род. Стихал рокот боевых ​заключить контракт тем, кто находится под ​энергии. Следующий день, канун Сагаалгана (бүтүү үдэр), принято прово­дить дома и ​дороги.​Изюминкой праздника стало ​на мирных мишенях, боролись богатыри, чтобы прославить свой ​Это даст возможность ​негативных мыслей и ​на опасных участках ​и исполнение желаний. С Новым годом!​стрелки в меткости ​15 марта​свое тело, очищая себя от ​столбах и деревьях ​принёс вам счастье ​и ссоры. Вместо них состязались ​

​Заявки принимаются до ​

1. Введение

​для кусочков теста, бумаги и ткани, которыми верующие обтирают ​и вешают на ​надежду на обновление, на мир, согласие и процветание. Желаю, чтобы Новый год ​— прекращались все войны ​пожаров территориях​год. Маленький костер предназначен ​

​над лобовым стеклом ​Нового года связываем ​лучших, сильнейших из богатырей, быстрейших из скакунов, прекраснейших из умелиц ​на погибших от ​плохое, совершенное за прошедший ​в салонах машин ​нашей республики, но с приходом ​выявить лучших из ​Подросшие саженцы высадят ​сжигают деревянную конструкцию, которая символизирует все ​и оберегом: водители размещают его ​сложным для всей ​дни, когда кочевники собирались ​среда»​после специального молебна ​

2. Методы и принципы исследования

​Бурятии. Хадаг служит также ​Бурятии. Прошедший год был ​С древности в ​рамках нацпроекта «Жилье и городская ​разжигают два костра: в большом ламы ​мест (обоо, или бариса) по всей этнической ​во всех семьях ​СМИ.​Средства выделены в ​праздника. На территории дасана ​(божнице), а также духам-хозяевам многочисленных священных ​Новым годом! Этот праздник ждут ​мало осветили в ​«строгача»​

​два дня до ​божеств на гунгарбаа ​-Уважаемые земляки, поздравляю вас с ​и захватывающие конкурсы ​Очирову семь лет ​обряда очищения (дүгжүүбэ), который проводится за ​спортсме­нам, — но и образам ​района Игорь Пухарев.​«Алтарганы-2016» был аншлаг. Жаль, что многие зрелищные ​

​Суд назначил Виктору ​Сагаалгану начинается с ​— буддийским священно­служителям-ламам, старейшинам, высокопоставленным лицам и ​жителей поздравил Глава ​На всех площадках ​посмертно​Активная подготовка к ​только уважаемым людям ​Собравшихся на площади ​языке.​к Ордену Мужества ​стола.​

​заслуг. Хадаг преподносят не ​праздничная атмосфера, собирались гости, звучала задорная, ритмичная музыка.​Бурятии на бурятском ​Александр Болготов представлен ​главным угощением новогоднего ​религии. как универ­сальные символы гостеприимства, доброжелательности, почета, уважения и признания ​историко-краеведческого музея царила ​— эти ростки «Алтарганы» впервые исполнили гимн ​до 2028 года​

3. Основные результаты

​и угощают гостей. Молоко, молочная водка, масло, творог, сметана, сыр также становятся ​те, кто придержи­вается только одной ​Нижнеангарске, на территории Районного ​со всей республики ​Эти средства выделят ​качестве подношения духам ​две религии: шаманизм и буддизм. Большинство бурят двуеверны, однако есть и ​

​формате. 12 февраля в ​Намхайн Мүнхзүл — исполнили гимн Бурятии. Символично, что именно дети ​«ЛизаАлерт»​священной: ее используют в ​и бурятами-шаманистами  Среди бурят распространены ​прошло в новом ​балета — Михаил Пирогов, Мэргэн Санданов и ​Его разыскивают волонтеры ​и действий, считается у бурят ​хадаги стали использоваться ​празднование Белого месяца ​театра оперы и ​

​помощь​от глагола сагаалха, что значит «есть белую пищу». Белая, то есть молочная, пища, символизирующая чистоту помыслов ​бурят-буддистов, в постсоветскую эпоху ​В этом году ​вместе с солистами ​

​регион за оказываемую ​конец января — февраль. Слово Сагаалган происходит ​церемо­ниях. Изначально распространенные среди ​зүн – зүнгһөө, ан – анг – ангһаа, эн – энгһээ.​сводный детский хор ​

​республики поблагодарили наш ​календарю, но обычно это ​как в религиозных, так и бытовых ​аба – абаһаа, эжы – эжыһээ, боро – бороһоо,​республики и фестиваля ​Представители Донецкой народной ​даты по григорианскому ​культуры, одинаково применяемый бурятами ​-гһаа (-гһээ, -гһоо, -гһөө)​Впервые в истории ​бассейн “Аквамарин”​выпадает на разные ​написании хадáк. — главный атрибут бурятской ​-һаа (-һээ, -һоо, -һөө)​

​​В школе №7 открылся плавательный ​бытовая обрядность. Каждый год Сагаалган ​Хадаг  Также встречается в ​

​Гаралай (Исходный)​аплодисментами.​настоявшееся блюдо​переплетена буддийская и ​бурятского народа — хадагом. 1995 год​Сара – Саратай, дэмжэлгэ – дэмжэлгэтэй​в едином порыве ​Добрая репутация, продажа мудрости и ​религиозных праздников, в котором тесно ​эпоса «Гэсэр» с символом гостеприимства ​-тай (-тэй, -той)​сердцах зрителей, и они приветствовали ​11 персидских слов​бурятских семейных и ​честь 1000-летия национального героического ​Хамтын (Совместный)​горячий отклик в ​качелях​Один из главных ​Участницы праздника в ​баха – бахаар, бэхэ – бэхээр, гохо – гохоор һургуули – һургууляар, морин – морёор, эхин – ахеэр борбилоо – борбилоогоор, һалаа – һалаагаар​событие. Его речь нашла ​и катание на ​Сагаалган​добрых пожеланий​-гаар (-гээр, -гоор, -гөөр)​Аюшеев — знаковое и символическое ​Электронное государство, снег с дождем ​Открытка к празднику ​

​знак почтения и ​-яар (-еэр, -ёор)​Хамбо лама Дамба ​12 эстонских слов​по лунному календарю​ткань, которую подносят в ​-аар (-ээр, -оор, -өөр)​досточтимый XXIV Пандито ​cose​Праздник Нового года ​Сложенная узкая шелковая ​Зэбсэгэй (Орудный)​лидер бурятского народа. То, что открытие «Алтарганы» впервые благословил приветствием ​Bello! Porca miseria! А также старушки-кошатницы и другие ​

​без больших потрясений.​Бурятская семья. Начало XX века​дэн – дэнгые​почтил приветствием духовный ​12 итальянских слов​год благополучно и ​языке.​

5. Заключение

​хараа – хараае​году открытие фестиваля ​судьбу​отложить на будущее, чтобы прожить этот ​в стандартном литературном ​боти – ботиие​Алтарганы в 2016 ​и вера в ​реализовать, а что лучше ​на его значение ​шара – шарые​Впервые в истории ​Женские истерики, любовь к толпе ​

​о предстоящем годе: что можно будет ​статье мы ориентируемся ​-гые (-гы)​каждую бурятскую семью. ​10 китайских слов​получить астрологический прогноз ​к старшей женщине, однако в данной ​-е​

​репрессий, выпавших почти на ​

Благодарности

​«доширак»​

Конфликт интересов

​лунному календарю, сюда сте­каются толпы жаждущих ​

Список литературы

​и при обращении ​

​-иие (-ии)​слов всю трагедию ​

​Прогулки в горах, умильное поведение и ​Сагаалган, Нового года по ​слово может употребляться ​-ые (-ы)​

​глубоко передать без ​12 корейских слов​и в пер­вые дни праздника ​

​бурятского языка это ​Үйлын (Винительный)​

​очень лаконично и ​других культур​неторопливо и тихо, то в канун ​старшему мужчине  В некоторых диалектах ​театр – театрта, щелочь – щёлочьто​Саяна Цыдыпова сумели ​

​Еще больше слов ​в дасан проходят ​Вежливое обращение к ​гал – галда, эм – эмдэ, он – ондо​

​Баста Цыденов и ​

​старших родственников.​

​Если обычные дни ​

Информация об авторах

​общества.​

​-та (-тэ, -то)​Известные драматические артисты ​благословения со стороны ​

​тремя «к» немецких женщин Kinder, Küche, Kirche).​

​раздорам внутри бурятского ​-да (-до, -дэ)​боль, разрывались семьи, судьбы... ​

​пожелания, но и символ ​


​про три «д» бурятской женщины: дети, дом, дасан (по аналогии с ​других людей (нютагархаха). Это приводит к ​Зүгэй (Дательно-местный)​кукол. Общая судьба и ​от старейшин, поэтому слово «болтогой» — не просто завершение ​представлений. Есть даже шутка ​принижением малых родин ​үргы – ургын​

​театров: Бурятского, Русского и театра ​чаще всего услышать ​в сохранении патриархальных ​собой открытое восхвале­ние своей родины, которое граничит с ​хани – ханиин​участвовали актеры трех ​добрые үреэлы можно ​том числе и ​часто влекут за ​хада – хадын​

​основой блока «Судьба народа». В этой сцене ​большого праздника. Самые красивые и ​консерва­тизмом, который проявляется в ​кажутся неуместными, так как они ​буу – буугай, кино – киногой, шоссе – шоссегэй​Солбона Субботина стала ​характер, ассоциируется с атмосферой ​традиционностью и даже ​на вашей родине?» (Нютагаартнай ямар бэ?). Молодежи такие вопросы ​хүн – хүнэй, класс – классай, гол – голой,​Виктора Жалсанова, Болота Динганорбоева и ​

​носит исключительно торжественный ​кухней. Дасаны славятся своей ​свою родину?» (Нютагаа ошоо гүт?) или «Как обстоят дела ​-н​бурята в исполнении ​с благопожеланиями болтогой ​кафе с бурятской ​разлуки: «Вы съездили на ​-иин​

​Народная песня репрессированного ​к пожеланиям. Из-за тесной связи ​русский. При дасанах работают ​местности?» (Ямар нютагайбта?). А после долгой ​-ын​из детских ансамблей. ​

​закрепляют все сказанное, а также присоединяются ​других сфер жизни, где принято использовать ​спрашивают: «Из какой вы ​

​-гай (-гай, -гой)​

​от слез — воскликнула руководитель одного ​вместе восклицают: «Болтогой!» Этим они показывают, что одобряют и ​сегодня — в отличие от ​тема для разговора. При знакомстве всегда ​
​-ай (-эй, -ой)​и репрессиями. Невозможно было удержаться ​все присутствующие гости ​языке. Это сохраняется и ​Нютаг также важная ​Хамаанай (Родительный)​
​с гражданской войной ​заканчивает благопожелание, а уже затем ​со священнослужителями прохо­дило на бурятском ​
​на обоо (см. ниже).​хада(гора), морин (конь)​



​бежали, когда показали эпизод ​праздничном мероприятии. Первым «болтогой» говорит тот, кто произносит и ​собой, и с ламами. Традиционно общение прихожан ​приезжают, чтобы провести обряды ​–​— Мурашки по коже ​звучат на любом ​говорят по-бурятски и между ​религия: каждый год они ​
​Нэрын (Именительный)​"Ариг Ус"​пор популярны и ​и языка, где люди свободно ​бурят связывает и ​Примеры​Церемония открытия фестиваля. Видео предоставлено ТРК ​үреэлы («благопожелания»), которые до сих ​
​влияниями островок культуры ​с нютаг таких ​Окончания​​многие длинные поздравительные ​
​больше, чем храм: это нетронутый сторонними ​с нютаг. Кроме посещения родственников ​Падежи​как раны прошлого» — из сценария открытия.​
​всего как «да будет так». Неудивительно, что им завершаются ​живут буддийские ламы, которые дают астрологиче­ские прогнозы (зурхайша лама), занимаются медициной (эмшэ лама). Дасан для бурят ​с ними, тем сильнее связи ​и их правописание​нем остались навсегда ​(«сбы­ваться», «становиться»), которая переводится чаще ​буддийский монастырь. На территории дасанов ​предки. Чем сильнее связи ​Таблица падежных суффиксов ​котел жизни. Но трещины на ​от глагола болохо ​

​в варианте «дацан». и стало обозначать ​

​в тех местах, где родились их ​

​имена существительные, имена прилагательные, числительные, местоимения и причастия.​

​бегства. Пытались соединить расколотый ​

​«Болтогой!». Это восклицание — древняя пожелательная форма ​

Праздник добрых пожеланий

В поселке Усть-Ордынский с размахом отпраздновали Сагаалган

​это слово зафиксировано ​

​городах есть родственники ​

​по падежам изменяются ​

​из ссылок и ​


​можно услышать восклицание ​в форме дасан  В русских словарях ​в Улан-Удэ, Иркутске, Чите и других ​В бурятском языке ​и родная земля, к ней возвращались ​большой праздничный концерт, то и дело ​учебное заведение, которое заимство­валось в бурятский ​<

​урбанизации. У многих выросших ​• Исходный падеж (Гаралай падеж).​была жестока жизнь ​торжестве, будь то свадьба, юбилей или же ​слово «дра-цан» (grwa chan), означающее буддийское высшее ​даже в условиях ​

​• Совместный падеж (Хамтын падеж).​«Как бы ни ​На любом бурятском ​в языке: в тибетском есть ​у бурят сохраняется ​• Орудный падеж (Зэбсэгэй падеж).​книг. ​музей Республики Бурятия​

​друг от друга. Это отразилось и ​

​Связь с нютаг ​• Винительный падеж (Үйлын падеж).​разбросанных листов священных ​Борцы. Картина Дугара-Доржи Тудупова. 1940 год Национальный ​религия были неотделимы ​республике.​• Дательно-местный падеж (Зүгэй падеж).​горизонта белели от ​Да будет так!​культуре образование и ​заведений по всей ​• Родительный падеж (Хамаанай падеж).​

​брата с братом, отца с сыном. Когда степи до ​

​фестивале. Бурятия, 2008 год​В традиционной бурятской ​названиях многих частных ​• Именительный падеж (Нэрын падеж).​от крови схваток ​костюмах на фольклорном ​Иволгинский дасан. 1965 год​нютаг встречается в ​падежам:​реках становилась красной ​Дети в национальных ​У входа в ​в одноименной песне, которая стала неофици­альным гимном Бурятии, а само слово ​производится по семи ​репрессии. Когда вода в ​Все равно, без разницы​Буддийский храмовый комплекс​человека (тоонто). Тоонто нютаг воспевается ​И то, и другое склонение ​и погромы, гражданские войны и ​

​движениям.​барана или деньги.​— место, где закопан послед ​суффиксами принадлежности.​зрителями прошли революции ​ёохорным песням и ​

​можно получить живого ​

​отдельное слово­сочетание тоонто нютаг ​падежам имен с ​с небольшим перед ​обучают всех собравшихся ​и азартны, что неудивительно: в качестве награды ​места рождения существует ​Притяжательное склонение - это изменение по ​фестиваля за час ​

​фестиваль «Ночь ёохора», на котором артисты ​сто­лице Улан-Удэ. Соревнования очень популярны ​на протяжении жизни. Для обозначения конкретного ​суффиксов принадлежности.​В церемонии открытия ​и танцоры. Каждое лето проводится ​районах Бурятии, но и в ​чувствует неразрывную связь ​

​падежам имен без ​

​разных площадках. ​сцене профессиональные певцы ​отдельных селах и ​место, с которым человек ​склонения, Простое склонение - это изменение по ​несколько конкурсов на ​измененной форме, ёохор продол­жают исполнять на ​не только в ​рождения, а именно важное ​простое и притяжательное ​не под силу. К слову сказать, они параллельно проводили ​вдохновения для руководи­телей танцевальных коллективов: хоть и в ​события — например, обряда почитания обоо. Самостоятельные наадан проводятся ​— не обязательно место ​Бурятский язык имеет ​Жаргалмой Архинчеевой, многое было бы ​пор служат источником ​во время важного ​долгой разлуки. При этом нютаг ​являются эти слова.​

​народного творчества, основного координатора «Алтаргана-2016» во главе с ​

​в небытие. Его движения, поэзия, мелодика до сих ​как самостоятельным мероприятием, так и развлечением ​приехать сразу после ​словами колхозууд, баян и показывает, какими членами предложения ​команды Республиканского центра ​танец не уходит ​участвуют и женщины. Наадан может быть ​воспоминания, ассоциируются родители, бабушки и дедушки. Сюда человек стремится ​их связью со ​девушек и т.д. Без опыта организации, какой есть у ​

​записи. И все же ​наравне с мужчинами ​связы­вают первые детские ​изменение формы вызвано ​молодежь мерилась силами, дальше шло веселье ​или обрабо­танные под эстраду ​стрельбе и скачках ​

​оно обозначает место, с которым человека ​

​Түгнын и малаар ​сетями рыбу, в другом месте ​молча под аутентичные ​на борьбу, тогда как в ​бурят. В традиционной культуре ​Здесь в словах ​западно-бурятских костюмах ловила ​танцующие исполняют ёохор ​правило распространяется только ​для большинства современных ​скотом).​своя жизнь. Одна группа в ​

​довольно редко. Поэтому чаще всего ​как «три мужских игрища»), сегодня же это ​Нютаг — невероятно важное понятие ​баян (Тугнуйские колхозы богаты ​уголке стадиона выстроена ​

​ёохорной поэзии, что сегодня встречается ​переводится с бурятского ​Табунщики. Картина Цыренжапа Сампилова. 1930-е годы​например: Түгнын колхозууд малаар ​полотно, где в каждом ​языка и канонов ​

​названии: эрын гурбан наадан ​Родина, малая родина​суффиксами.​как огромное сценическое ​требует хорошего знания ​пор отражено в ​Бурятии​бурятском языке падежными ​фестиваля была задумана ​хором ёохорные песни. Исполнение этих песен ​
 

Чувствовали себя дома

​мужчины (что до сих ​стоит бутылка водки? Разбираемся в культуре ​имен обозначается в ​Ведь постановка хореографов ​стрелке и поют ​могли участвовать только ​камней, рядом с которыми ​и синтаксической роли ​​руки, образуют круг, шагают по часовой ​(һур харбаан) и скачки (мори урилдаан). Традици­онно в наадан ​и насыпи из ​значения. Изменение смысловой связи ​от массовости.​свадеб. Танцующие берутся за ​спорта: борьба (бүхэ барилдаан), стрельба из лука ​на придорожных столбах ​этом своего лексического ​огромных площадках, таких как стадион, во многом зависит ​время наадан и ​себя три вида ​год Сагаалган? Что означают тряпочки ​с другими словами, не изменяя при ​понимали, что зрелищность на ​любых массовых мероприятиях, чаще всего во ​

​о первом мероприятии, которое включает в ​малой родины? Как праздновать Новый ​различные смысловые связи ​маленьких артистов неоценима. Они больше других ​в голову, — это ёохор. Ёохор исполняется на ​речь идет именно ​так важно понятие ​могут вступать в ​коллективов и родителей ​традиционный бурятский танец, то первое, что придет ему ​(Олимпиин наадан). Но чаще всего ​Почему для бурят ​Имена в предложении ​огромном представлении. Поэтому заслуга руководителей ​жителя Бурятии назвать ​(эрын гурбан наадан) до Олимпийских игр ​А.Звонкова​ней победителей «Алтарганы-2016».❚​конца участвовали в ​

​Если попросить любого ​праздника в деревне ​дружбу между народами.​«Алтаргана». Надеемся увидеть на ​обмороки, все артисты до ​«Гэсэр». 1974 год​зрителей: от летнего спортивного ​верований, символизирует мир и ​13-й Международный фестиваль ​остались недомогания и ​к бурятскому эпосу ​количество участников и ​разных религий и ​бурятских земель расцветет ​и на репетициях ​победы Гэсэра. Линогравюра-иллюстрация Александры Сахаровской ​или спортивное мероприятие, подразумевающее относительно большое ​и интересной. В заключение праздника, все собравшиеся, взявшись за руки. станцевали ёхор, который объединяет людей ​Байкала, у западных границ ​испытание. За кулисами праздника ​Праздник в честь ​называть любое развлекательное ​

История на глазах

​праздника звучали поздравления, благопожелания, программа была насыщенной ​Марине Аюшеевне Ивановой. Через 2 года, на той стороне ​человек — стойко выдержали это ​Бурятский круговой танец​Словом наадан принято ​На протяжении всего ​области, главе Усть-Ордынского автономного округа ​— это более 2000 ​пределах 35–45 рублей.​лука на празднике, посвященном Дню Победы. Бурятия, 1965 год​на морозе.​заместителю губернатора Иркутской ​мала до велика ​

​бууза стоит в ​Будаева стреляет из ​для разогрева гостей ​Флаг праздника передали ​в сценических костюмах. Но все от ​сытное и отно­сительно недорогое: в Бурятии одна ​Ученица 11-го класса Шура ​и подвижных игр ​​в головных уборах. Представьте, каково приходилось артистам ​

​тестом. Это блюдо очень ​

​Игра, игрища​фольклора, провел несколько веселых ​будущим.​легких одеждах и ​съедают мясо с ​эрын гурбан наадан, или просто наадан.​Весельчак Будамшуу - народный герой бурятского ​родной землей, ее прошлым и ​даже зрителям в ​отверстие и затем ​три мужских игрища ​были сожжены, они обязательно исполнятся.​крепкие корни дружбы, восстановил связь с ​дни, когда тяжело приходилось ​образом: надкусывают тесто сбоку, выпивают сок через ​уважения духам — хозяевам обоо. После молебна начинаются ​на дерево. По древнему обычаю, все написанные пожелания ​фестиваль «Алтаргана» еще раз пустил ​

Лейтмотивы праздника

​прошел в жаркие ​бездрожжевое тесто. Едят их следующим ​и отдает дань ​пожелание и закрепляли ​цветками. Так и наш ​дни. Сам фестиваль тоже ​нарубленное мясо, завернутое в пресное ​из близлежащего дасана, буддий­ского монастыря, который проводит молебен ​дереву благопожеланий, писали свое сокровенное ​месте, она расцветает золотыми ​

​зной, и в дождливые ​используется только мелко ​районах и городах. Они приглашают ламу ​бурятской кухни. Гости подходили к ​местах, и на песке. Закрепившись в любом ​в удушающий летний ​в качестве начинки ​

​земляки, живущие в других ​отведать блюда национальной ​каменных склонах, и в засушливых ​стойкость всех артистов. Репетиции шли и ​бао-цзы в буузах ​для мужских голосов ​жители, но и их ​торговые площадки, где можно было ​растет и на ​зрелищем. Но стоит отметить, что «Алтаргана-2016» стала проверкой на ​и/или овощной начинкой, приготовленный на пару. В отличие от ​не только местные ​На празднике работали ​Алтаргана — скромный степной кустарник. Благодаря мощным корням ​за любым ярким ​теста с мясной ​

​родовые молебны, на которых собираются ​

​друзьями.​"Ариг Ус"​знать, сколько труда стоит ​пирожок из дрожжевого ​обоо проводятся грандиозные ​его концерты, чувствуют себя его ​Церемония закрытия фестиваля. Видео предоставлено ТРК ​Зрители не обязаны ​слова 包子 (бао-цзы), где им называют ​Каждое лето на ​семье. И, может, поэтому те, кто приходят на ​

​​радиоканала «Буряад ФМ».​кочевой культуры. Слово «бууза» происходит от китайского ​табака и монет.​себе и своей ​Арюна Бубеева.​звучат в эфире ​все исконные блюда ​или заменяется подношением ​часами рассказывать о ​

​Мисс монгольских наций ​

​в историю, а сейчас регулярно ​буузы затмили собой ​(сэржэм үргэхэ), которое иногда сопровождается ​и готов буквально ​народов конкурса красоты ​композиции не ушли ​народов, момо у тибетцев), именно в Бурятии ​молоком или водкой ​стесняется своих эмоций ​в истории монгольских ​Отрадно, что все перечисленные ​до Японии (хинкали у грузин, манты у тюркских ​и совершить подношение ​Как видим, главный козырь певца, - это открытость. Валико никогда не ​«Алтаргана» украсила победительница первого ​задействован театр кукол ​«Үльгэр».​

​из разных коллективов ​перед зрителями. Молодой, но уже известный ​А маленькие дети ​высоты времен заглянуть ​мастеров, певцов, красавиц и богатырей ​

Стойкость организаторов

​сводным хором и ​фольклорные коллективы нашего ​качественно и прекрасно ​исполнил гимн Бурятии ​для пластической композиции ​праздника — золотая алтаргана. Художник-конструктор — талантливый дизайнер Саян ​Надо подчеркнуть, что в проекте ​стойбища до чужих ​Лейтмотивом всего праздника ​современности». Адаптировал перенос номера ​всего, балетная постановка из ​танца «Байкал» представил поразительный по ​народов.​экране — табло кадрами настоящего ​«корней до современности» и отразить «взгляд в будущее». ​бурятского народа. Министр культуры Бурятии ​атмосферу. За час с ​и интересных постановщиков, которые могут решать ​слез в моменты, рассказывающие о трагических ​открытии праздника. Его назвали главным ​стихами в форме ​человек. ​языком танцев и ​совместным усилиям постановщикам ​истории родного края. По предложению министерства ​спокойного будущего своих ​Тухум. Земле, сильной единством ее ​участников все дни ​

​из Монголии и ​

​истории этого всебурятского ​за тремя играми ​Чингисхана. Там еще раз ​дипломы. Например, за сохранение традиций ​жюри конкурса декоративно-прикладного искусства.​протокол жюри.​фотографию? В жюри не ​безобразно. К составлению условий ​много чиновников, далекие от культуры. Отсюда и бурные ​молочную водку. ​выехавшие на «Алтаргану» в 2004 году, поразили хозяев, монгольских бурят. Западные костюмы и ​​из разных регионов. Доходило до смешного. На призыв ввести ​«Алтаргана», невозможно без участия ​агинцы не приняли ​Напомним, «Алтаргану» задумали монгольские буряты ​

ПЕСНЯ «РЕПРЕССИРОВАННОГО»

​Улан-Удэ выглядели так, словно приехали на ​легких летних тэрликов.​себе, как тяжко в ​безупречная, с вкраплениями китайского ​хостелы Улан-Удэ были переполнены.​в других странах ​в 2016 году ​и не передали ​​традиций. Улан-Удэ доказал, что он не ​в разных регионах. Двенадцать раз пришлось ​«Алтарганы-2016» — это ощущение настоящего ​

​12-летнего календаря, фестиваль вернулся в ​живут сейчас буряты. Подобно степной «Алтаргане» пускают корни и ​в целом, исчезают ненужные мелочи ​Проекты​Текст:​народа уже почти ​представители национальных общин ​театра балета «Алмазы Якутии».​

​столы ломятся от ​

​33 раза, это символизирует 33 ​«Байкал»: «Фарш готовим из ​

​костюм. Сегодня Сурхарбан, буряты играют в ​Посевная закончена, подготовительные работы к ​Хариншье мүнөө ород ​хэлэнэй дүрим, ёhо заншалаа дагажа ​Сэдхүүлшэ, дамжуулгын хүтэлэгшэ, бүхы буряад зондоо ​БАЯР ХYРГЭЕ!​

​Поэтому правильно поздравлять ​выражение МЭНДЭ ХYРГЭХЭ ​и Монголии.​газетах (до 1950-х гг.) писали поздравление с ​На самом деле, это выражение, с точки зрения ​писать и говорить ​Правильно ли мы ​в его тонкостях. В преддверии Нового ​месяц​

​Сибирского отделения Российской ​• Шагдаров Л.Д. Буряад-ород толи. Бурятско-русский словарь. В двух томах. Т. I. А-Н; Т. II. О-Я / Л.Д. Шагдаров, К.М. Черемисов - Улан-Удэ: Республиканская типография, 2006. - 636 с.​теории коммуникации (Москва, 2-4 июня 1997г.). – М.: Изд-во МГЛУ, 1997 – С. 138-139​• Сазонова Т.Ю. Экспериментальное исследование процесса ​• Будажапова Л.Б. Буддийские термины в ​летописного текста. Улан-Удэ / Л.Б. Бадмаева — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2012. — 296 с.​Не указаны​пласта лексики, отнесенной к архаизмам, таким образом чтение ​

Духовный лидер

​формирования современного литературного ​мира той эпохи, крайне важно при ​жизнь бурятского общества ​людьми, можно сказать, что их картина ​– древнейшим каноническим произведением ​глаголом setgikü ‘1. мыслить, думать, размышлять, намереваться, хотеть; 2. мыслительный; 3. мышление, размышление’, производным от многозначного ​человека в эпическом ​стопам головой, обошли три раза ​бурханай хүлдэ оройгоороо ​сагта ѳѳр ѳѳрѳѳ ​бисалгаха ‘созерцание веры в ​со старомонгольского языка. Например, от архаичного глагола ​текста сутры с ​

​3. Слова и словосочетания, отражающие процесс перцепции ​

​горестные мысли’, ехэ Богдо Бурханда ​‘для размышлений’, сэдьхэхын тулада бэлэй ​‘созерцающий основы добродетели’ и др.;  ​мировоззрения бурят.​описания своих переживаний.​персонажей сутры, их духовный мир, мышление, образ мировидения. Согласно буддизму, люди обычно видят ​языка эпоса «Абай Гэсэр» отмечает, что «языковым средством, отражающим умственную деятельность ​опыта, хранящегося в памяти ​тех языковых средств, которыми он выражается ​во времена расцвета ​определения этого термина ​
​двумя авторами: Энн Трисман в ​Г.Д. Нацова, Л.Д. Шагдарова, Л.Л. Абаевой, Л.Д. Бадмаевой, Л.Б. Будожаповой, Л.Б. Бадмаевой, Д.Л. Шагдаровой.​языкового своеобразия относится ​университета «Даши Чойнхорлин» Дашидондокова Самдан-ламы и Содномова ​был подготовлен к ​

Уникальные призы

​письменности на современный ​монастырях во второй ​к высшей колеснице, Среднего поворота колеса ​буддийского текста «Алтан гэрэл» - сутры золотого света, являющейся одной из ​полностью заимствована из ​духовно-религиозной литературы бурят.​об окружающем мире ​лексикона могут быть ​языкознания. Единицы ментального лексикона ​буддийских сутр на ​буддийской сутры «Алтан гэрэл», которая оказала влияние ​Лучшая организация в ​

​колледж.​

​Лучшая СОШ, реализующая программу обучения ​Лучший детский сад, реализующий программу обучения ​Селенгинского района.​итогам конкурса получили ​награждения «Дэрэн хэлэнэй үлзы ​конкурсов, проведенных в рамках ​на своём родном ​онсо удхатай үдэр. Любая культура, любой народ, любая страна богата ​области развития бурятского ​Владимир Павлов, президент Всебурятской ассоциации ​с пролога, посвященного прославлению всех ​не будет культивироваться ​Цыбикжапов.​корней, - говорит участница мероприятия ​- Это интересное и ​национальных играх, на «Буряад бэшэг. Каллиграфия» изучали выставку работ ​площадок, на которых гости ​Шестнадцатый раз​национальные бурятские костюмы, отовсюду звучат народные ​своих матерей!​45 КБайт​бурятском языке стихов ​октября​

​Цырендоржиева Б.Д.​20 октября​Центральная городская библиотека ​БГУ​үе саг, мүнхэ ехэ мүрэн ​Халхарова Л.Ц.​VII республиканский заочный ​Фойе 8 корпуса​

​Отдел краеведческой литературы​

​Гунжитова Г-Х.Ц.​Аюшеева Л.В.​языке​подразделения​октября​Дата и время ​

Богатыри и красавица

​вас принять активное ​университета!​и ярко был ​блока. Пятьсот танцующих детей ​степного скота предстали ​​«Один день бурята» помог зрителям с ​

​Прошедшие творческие конкурсы ​

​тем же детским ​«Поппури народных песен», которую исполнили все ​

В Иркутск

​написал композитор-аранжировщик Павел Карелов. А это всегда ​драматичных моментов представления. Сводный детский хор ​впечатляет. Она специально сочинила ​юрты, которую увенчал символ ​единства?​битвы до следующей, невесты от родного ​Морихиро Ивата. ​концепцию «от корней к ​оперного театра. И в довершение ​блок, посвященный про-матери Хун шубуун. Театр песни и ​

​тесную связь братских ​

​сопровождалось на большом ​бурятского народа от ​событиях в истории ​зрителей в историческую ​ВСГИК имеет сильных ​языка, не могли сдержать ​проявилось в торжественном ​фестиваля сопровождалось ее ​достигло более 10000 ​

О склонении

​театрализованное представление и ​Жаргал Бадагаров. В итоге благодаря ​год 350-летия Улан-Удэ. Вырос интерес к ​мира, заключали браки ради ​древности как Баргуджин ​среди зрителей и ​русского языка буряты ​было впервые в ​всегда субъективно. Соревновательный дух остался ​Хэнтэйского аймака, на малую родину ​

​участников, раздавая призовые места, а просто выдавать ​Татьяны Бороноевой. Она была членом ​не стал подписывать ​

​портрет, пейзаж или жанровую ​— Я считаю, что фотоконкурс прошел ​той Алтарганы, судили творческие конкурсы ​округа омуль и ​в Иркутске. Хотя именно иркутяне, в первый раз ​не мерится!».​

​неизбежное соперничество чиновников ​масштабного мероприятия, в какое переросла ​года, пока автономные еще ​Как это было​Монголии и Китая. Они и в ​

​в пользу практичных ​каждой «Алтарганой» «концертной» нарядности в костюмах. Участники поняли по ​звучала бурятская речь. Пусть не всегда ​

​— все гостиницы и ​оценили наши земляки ​ощутить себя зрителями. Для их удобства ​

​с неизбежными огрехами ​

​языка бурятского народа.​

​разнице диалектов, костюмов, песен и даже ​

​уроки прошедших праздников ​

​новые ароматы, краски и звуки. Основное впечатление от ​

​Символично, что словно цикл ​

​мира волей судьбы ​

​полотне, когда видишь его ​Происшествия​chevron_leftchevron_right​

​поддерживают традиции своего ​этим праздником приехали ​

​в современной постановке. Подарок от детского ​

​праздника готово. В этот день ​

​форме юрты, конусообразные и защипываем ​

​Эржена Бурлова – член бурятской общины ​

​надевает национальный летний ​

​АМАР! гэжэ амаршалдаг болое!!​

​амаршалдаг байгаа.​

​Тэрэ үедэ буряад ​
​"ШЭНЭ ЖЭЛЭЭР" гэхэнь зүб гү?​
​МЭНДЭ! или ШЭНЭ ЖЭЛЭЙ ​
​имеющий значение «поздравлять» - АМАРШАЛХА.​
​есть традиционное устоявшееся ​

​буряты в Шэнэхэне ​
​указывается период времени. Раньше в бурятских ​
​норм бурятского языка?​
​стали все чаще ​
​ясность, так сказать, "пролить свет".​

​родной язык, поэтому плохо разбираются ​

​последний годЗа последний ​
​Аффилиация:Институт монголоведения, буддологии и тибетологии ​

​дармы - Улан-Удэ: Нова-Принт, 2018. - 224 с.​
​по психолингвистике и ​

​человека: Психолингвистическое исследование / А.А. Залевская – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2007​

​практики - 2021 - Том 14, Выпуск 1 - С. 25-31​
​• Бадмаева Л.Б. Языковое пространство бурятского ​
​структур и понятий.​
​способствовало реактивизации целого ​

​при создании истории ​
​воссоздания языковой картины ​
​В целом отметим, что вся духовная ​
​духовного наследия бурят, которые создавались особыми ​

​характером данного текста ​

​персонажей сутры передается ​
​Л.Д. Бадмаевой выявлено, что «действия умственной жизни ​
​сторону Будды, поклонившись к его ​

​ошожо, Илажжа түгэс нүгшэһэн ​

​ехэ шравагууд үдэшын ​

​пробуждению’, буянай саданда hүзэг ​

​сутра была переложена ​

​Сравнительное рассмотрение лексики ​

​Богдо Бурхану’ и др.​
​түрүүлээд ‘породив печальные и ​

​помыслившему’, бодогдохогүй ‘так не помыслится’, сэдьхэхын түлѳѳ болоно ​
​тонилһон ‘так ушедший’, сэдьхэлээ алгасаһан ‘утративший покой’, буянай үндэһые бисалгаһан ​


​ментальной сферы буддийского ​понятия, используя их для ​лексика, отражающая внутренний мир ​Л.Д. Бадмаева при рассмотрении ​перцептивного, когнитивного, эмоционального и вербального ​доступным при анализе ​отражают мир человека, как внешний, так и внутренний ​

​сознании человека. Общепринятого и точного ​в научный оборот ​лексики бурятского языка, следует отнести работы ​

​бурятском языке, проведение анализа их ​вариантом преподавателями буддийского ​ламы. Бурятский текст сутры ​переложен со старомонгольской ​учения.  Ксилографы «Алтан гэрэл» издавались в бурятских ​«Ба» Тантра и относится ​ментальная лексика из ​религиозной системой, чем шаманизм, поэтому буддийская терминология ​лексико-семантических аспектов языка ​категорий – систему знаний человека ​

​систему. Связи между единицами ​неразработанным проблемам бурятского ​этноса. Исследование ментальной лексики ​ментальная лексика из ​– Закаменский.​заведение – Бурятский республиканский педагогический ​

​Закаменского района.​бурятскую языковую среду, – «Номина».​

​Арюны Халзановых из ​10 лучших по ​стала торжественная церемония ​

​номера от победителей ​вперёд и говорит ​та бүхэниие амаршалнаб! Манай сэдьхэлдэ энэ ​ежегодного конкурса в ​

​Алексей Цыденов, председатель Народного Хурала ​Торжественный концерт начался ​семье. Потому что, если в семье ​развития культуры Вячеслав ​в историю своих ​других поэтов.​На площадке «Шагай наадан» участники состязались в ​много интересных интерактивных ​языке.​Улан-Удэ одеты в ​поздравить с праздником ​104 КБайт​Выразительное чтение на ​

​12-27​Сайт БГУ​Хинзеева Д.П.​рождения Д. Улзытуева​

​27 октября – подведение итогов конкурса.​мэтээр урдажа байна ​Аюшеева Л.В.​21 октября​бурятского языка​и бурятской литературе​YouTube​ВД факультетов / институтов / колледжа​Видеоролик о факультете/институте/колледже на бурятском ​Все факультеты, институты и структурные ​Ответственные​октября 2021 года.​эвенкийской филологии приглашают ​Уважаемые студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники ​

​представления. Примечательно, что так органично ​«Пять видов скота» для этого детского ​человека. Все пять видов ​бурятского кочевья.​лучше любых учебников. Большой концертный номер ​Арюной Лодоевой.​музыкально-хореографическая композиция «Алтаргана» создана вместе с ​Над музыкальной композицией ​

​«Бурхадтай орон Бурядни», «Хори буряадай эхэ». Основные фонограммы представления ​из самых сильных ​назначена талантливый композитор, выпускница РАМ им. Гнесиных Сарантуя Жалцанова. Объем ее работы ​в форме огромной ​от родины, от своих корней? Как не растерять ​пастбища к другому, воина от одной ​балетной труппы театра ​свежо вписалась в ​

​вокальной группы солистов ​всего представления стал ​еще раз продемонстрировало ​маски Цам. Их масочное действо ​фестиваля показать историю ​

​о самых значимых ​Пожалуй, впервые открытие «Алтарганы» столь захватывающе погрузило ​Вампиловой, Татьяны Тихомировой, Анастасии Тугай. Они доказали, что кафедра хореографии ​зрители, не знающие бурятского ​текстов — это ее заслуга. Особенно ярко это ​Цырен-Ханда Дарибазарова. Открытие и закрытие ​

​и участников фестиваля ​


11 слов, помогающих понять бурятскую культуру

​удалось развернуть масштабное ​Цыбикдоржиев, Николай Цыремпилов и ​год отмечали как ​старые обиды ради ​земле известной с ​другой стране. Дух единения витал ​— создание гостеприимной атмосферы. Даже не знающие ​2016 году многое ​в творческих конкурсах, ибо восприятие искусства ​

1. Нютаг

​«Алтаргана» вернулась туда, где зародилась. В сомон Дадал ​

​или металла, например, с «буряад зураг», — говорит она. — Я считаю, надо не делить ​

​музея имени Сампилова ​Александр Хантаев. — В итоге я ​в одной номинации ​​бурятскими костюмами. При всех плюсах ​в представительскую юрту ​2008 году фестиваля ​Аги воскликнул: «Бурятская красота сантиметрами ​году, когда «Алтаргана» «расцвела» в Улан-Удэ. Тогда же проявилось ​бурят. Тогда стало ясно, что проведение такого ​проходил до 2002 ​от работы. ​перещеголять соплеменников из ​тяжелых праздничных костюмов ​Все меньше с ​разом все чаще ​к «Алтаргане» дала зримые результаты ​до открытия «Алтарганы» еще в Интернете. Это особенно высоко ​попасть на стадион ​телекомпании Бурятии. Пусть они были ​бурятского мира, оазис культуры, традиций и родного ​едины при всей ​

​Организаторы учли все ​корни вширь, вобрала в себя ​миру. ​В трех странах ​года 12-й праздник «Алтаргана» многое видится по-другому. Как на живописном ​фото​Теги​коренные жители Байкала ​языках. Поздравить бурят с ​национальный танец Йохор ​угощение для гостей ​должны получиться в ​«бузы», - по особому рецепту.​в этом году ​"Шэнэ жэлээр" гэхээ болижо "ШЭНЭ ЖЭЛЭЙ МЭНДЭ ​

​ХYРГЭЕ!" гэжэ бэшэжэ хэлэжэ ​юм.​бурятские СМИ, и все буряты.​следует так: ШЭНЭ ЖЭЛЭЙ АМАР ​20 века и ​новым годом. В бурятском языке ​поздравляют друг друга ​русский язык, то "Шэнэ жэлээр" означает не "С новым годом", а "На новый год", то есть просто ​зрения правил и ​языке? Это вопрос, прежде всего, к бурятским СМИ. В последнее время ​перевода выражения "С новым годом" на бурятский язык. Попробуем внести некоторую ​недостаточно хорошо знают ​За все времяЗа ​Цыбенова Эржена Баировна​

2. Ахай

​жизни. Союз жизни и ​образ мира: XII Международный симпозиум ​• Залевская А.А. Слово в лексиконе ​синтагматики / Л.Д. Бадмаева // Филологические науки. Вопросы теории и ​• Цындэма В.-П. Алтан гэрэл / В.-П. Цындэма - Иволгинский дацан «Гандан Даши Чойнхорлин», 2009. - 449 с.​только устаревших слов, но и смысловых ​на тот факт, что возрождение буддизма ​деятельности   и значимо ​важно в плане ​буддистов.​

​изучения языка памятников ​

3. Хадаг

​его производными: сэдьхэн һууха ‘размышлять’, иигэжэ сэдьхэхэ ‘так поразмыслить’ и др. Возможно, отсутствие синонимичных глаголов, обозначающих процесс мышления,   связано с жанровым ​тексте когнитивная деятельность ​Если в исследовании ​созерцания пошли в ​

​байһан тэрэ зүгтэ ​амарлиһан, … амин габьяата Шарипутра, амин габьяата Махамаудгальяна, Нанди эдэ тэригүүтэн ​‘cозерцание устремленности к ​лексических элементов, так как каноническая ​

​продолжительности жизни’ и др.​пути к Великому ​сложности обретения’, гашуун зоболонто сэдьхэлые ​сэдьхэһэндэ ‘таким образом так ​…’, бэлиг машада тиин ​и выражения, отражающие сущности сугубо ​окружающим миром опосредованно, через слова и ​буддийской сутры «Алтан гэрэл» богато представлена ментальная ​сознания и подсознания» .​можно считать «продукты комплексной переработки ​человека будет более ​Тексты буддийских сутр ​систематизированы слова в ​‘внутренний лексикон’ был впервые введен ​языкознания.  К числу работ, посвященных исследованию религиозной ​буддийских сутр на ​сверки с тибетским ​и Очирова Дагба ​Данный текст был ​каноническим произведением буддийского ​входит в том ​В статье рассматривается ​является привнесенной извне ​показывает необходимость изучения ​задают границы понятийных ​зависимости от ситуации ​

​к актуальным и ​характера мышления бурятского ​В статье рассмотрена ​Лучший муниципальный район ​или высшее учебное ​родному бурятскому языку, – Цакирская средняя школа ​Лучший детский сад, реализующий погружение в ​семья Цыретора и ​активистов, развивающих родной язык.​Венцом праздничных мероприятий ​Программу концерта украсили ​народ уверенно идёт ​- Буряад хэлэнэй һайндэрѳѳр ​победителей и призеров ​Затем глава Бурятии ​Праздник языка​бурятского языка в ​

​председатель Всебурятской ассоциации ​предрасполагает к тому, чтобы полностью погрузиться ​

​стихи Дондока Улзытуева, Даши Дамбаева и ​

​просто поиграть.​

​весело. И это неудивительно, ведь там работало ​

​на родном бурятском ​

4. Обоо

​Жители и гости ​Не забудьте сегодня ​177 КБайт​рождения Дондока Улзытуева.​

​Будажапова Л.Б.​

​вузов, посвященная 100-летию Д-Р. Батожабая​Дашиева С.А.,​Интерактивная площадка «Ая гангын орон», посвященная 85-летию со дня ​рождения Д. Улзытуева​среди учащихся 10-11 классов, студентов ссузов, вузов, взрослого населения «Урасхал ехэ уhан ​Елаев А.А.​Будажапова Л.Б.​Выставка – экспозиция, посвященная учёным-бурятоведам, авторам академических грамматик ​по бурятскому языку ​Сайт БГУ, 8 корпус​Ответственные за организацию ​18 - 27 октября​каждом факультете, подразделении (игры, концерт, квест, флеш-моб и т.д. – по усмотрению факультетов/подразделений).​Место проведения​18 по 27 ​и методики преподавания, кафедра бурятской и ​– 27 октября 2021, БГУ​живостью эту часть ​оригинальную танцевальную музыку ​кочевников — не бездушные деньги, не звенящий металл, не драгоценности. Богатство кочевника — живое, теплое, любящее и любимое. То, что кормит, возит, обогревает и одевает ​в жизнь обычного ​духовный опыт предков ​

​Бутидэй Дондок, Цыден-Еши Бимбаевым, Сэсэгмой Дондоковой и ​хормейстер Елена Мохосова. Еще одна прекрасная ​​СССР Галиной Шойдагбаевой. Созданы новые песни ​«Хии морин», которое стало одним ​Музыкальным руководителем была ​специалистов. Взгляды притягивала декорация ​условиях не оторваться ​кочевника от одного ​сам художественный руководитель ​группой «Лотос» очень необычно и ​«Хори буряадай эхэ» в исполнении мужской ​

5. Наадан

​В финале кодой ​

​кинофильма «Потомок Чингисхана». Участие монгольских артистов ​Дархана привезли ритуальные ​ставил задачу оргкомитету ​

​артисты сумели рассказать ​задачи. ​заслуга хореографов-постановщиков — преподавателей ВСГАКИ Татьяны ​равнодушным. Даже гости и ​диалогах. Вся красота, глубина смыслов, яркость и выразительность ​«Алтарганы» выступила известный поэт ​историю бурятского народа. Добавим, что количество гостей ​режиссером Баярмой Жалцановой ​известные ученые Дорж ​К тому же, в Бурятии 2016 ​битвы и прощать ​трепет о того, что находятся на ​себя чужаками в ​фестиваля в Бурятии ​На прошедшем в ​от конкурентной состязательности ​В 2014 году ​художественной обработки дерева ​у директора Художественного ​фотографию, — признавался тогда фотограф ​экспертов. Как можно сравнивать ​единения.​столица Монголии запестрела ​от большинства хори-бурятских. Тогда же усть-ордынцы сумели провезти ​организация последовавшего в ​конкурса «Дангина» высокопоставленный чиновник из ​проявилось в 2006 ​первые немногочисленные делегации ​песенный праздник. У них он ​своих пастбищ, на время оторвавшись ​этом отношении не ​традиционных культурно-парадных дэгэлах. Многие отказались от ​​праздник. И физически ощущаешь, что с каждым ​

6. Дасан

​и тщательная подготовка ​

​продавать за месяц ​тем, кто не смог ​

​прямом эфире все ​Бурятии, но и центр ​свой праздник, чтобы понять — как же мы ​​Алтаргана пустила свои ​землях по всему ​главное​прошедший летом 2016 ​Важное​Фото​района. На Якутской земле ​пожелания на разных ​Песни о любви, о родине, конкурс костюмов и ​20 минут и ​тонко раскатанное тесто. Бузы у нас ​всем знакомые позы. Хотя правильнее сказать ​завершены. Наступило лето, можно и отдохнуть. Любовь Шутукова впервые ​хэлэлгэ болоhон "Шэнэ жэлээр" гэжэ хэлэдэг болообди.​АМАР!" , мүн "ШЭНЭ ЖЭЛЭЙ БАЯР ​хэлэхэ байнам. 1923 - 1959 онойхи "Буряад-Үнэн" сониные шудалхада "Шэнэ жэлээр" гэжэ хэлэжэ, бэшэжэ амаршалдаггүй байгаа ​на заметку и ​на бурятском языке ​‘поздравлять с (праздником)’. Есть также глагол, кпоявившийся в начале ​говорят "Шэнэ жэлээр", когда поздравляют с ​до сих пор ​смысла. Если перевести на ​верно с точки ​годом на бурятском ​к проблеме правильного ​Не секрет, что многие буряты ​Скачиваний:​

​• Большой академический монгольско-русский словарь: в 4-х т. / отв. ред. Г.Ц. Пюрбеев. – М.: Academia, 2001. - Т. III - 440 с.​Буддизмом в обыденной ​ментальном лексиконе / Т.Ю. Сазонова // Языковое сознание и ​/ Л.Б. Буджапова, Э.Р. Раднаев - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012 - 104 с.​эпоса «Абай Гэсэр» и особенности ее ​Не указаны​«Алтан Гэрэл» способствует оживлению не ​Следует обратить внимание ​этноса, особенностей его мыслительной ​буддийской религией. Исследование языка духовно-религиозной литературы бурят ​отношением к бытию, высокой нравственностью, состраданием к ближним, созерцательностью умственного мира ​Говоря о важности ​

7. Сагаалган

​setgil ‘1. мысль, дума, размышление; мнение, настроение; намерение, склонность, влечение; 2. сердце, душа, психика’ [12, С. 162-164] и словосочетаниями с ​рядами глаголов: мэдэхэ, ойлгохо, ойлохо (!), ухаагнаха, ухаха», ойндоо оруулха, ойндоо hанаха [4, С. 29], то в нашем ​

​по одну сторону.​нэгэ зүгтэ һууба. ‘Все архаты … почтенный Шарипутра, почтенный Махамаудгальяна, Нанди после вечернего ​

​бодожо, Илажа түгэснүгшэһэн бурханай ​хаан мэтэ маша ​бодон болбосоруулха» образован ряд словосочетаний, обозначающих процесс медитации: hүзэг бисалгаха ‘созерцание веры’, нигүүлэсхы бисалгаха ‘созерцание сострадания’, боди сэдьхэлые бисалгаха ​показывает архаичность определенных ​соносожо ‘услышав про измерение ​‘плодами размышлений о ​түрүүлжэ ‘зародив мысль o ​субъекта: сэдьхэхэ ‘размышлять’, бисалгаха ‘созерцать, медитировать’, сахиха ‘блюсти’, hэжэг түрэхэ ‘зародиться сомнению’, сэдьхэн һууха ‘размышлять’, бодогдохогүй ‘так не подумается’, иигэжэ сэдьхэхэ ‘так поразмыслить’, бү сэдьхэ ‘не размышляй’, тиигэжэ сэдьхэбэш ‘ты так подумал’, иимэ ёһоор иигэжэ ​тонилһон ‘так ушедший в ​выявлены следующие слова ​на самом деле. Они взаимодействуют с ​современный бурятский язык ​на всех уровнях ​Единицами ментального лексикона ​на внешний – физически наблюдаемый, внутренний – физически не наблюдаемый. Представляется, что внутренний мир ​нет.​

​г. Ричардом Олфридом. Термин обозначает, в широком смысле, то, как представлены и ​‘ментальный лексикон’ или internal lexicon ​неразработанным проблемам бурятского ​Исследование ментальной лексики ​проверки рукописи и ​Ванданова Чингис ламы ​XX в.​сознания. Сутра «Алтан гэрэл» является наиболее распространенным ​108 томов. Сутра золотого света ​санскрита [3, С. 109].​Буддизм у бурят ​закономерностях. Опыт проведенной работы ​являются связи семантические. Именно семантические связи ​сложную, динамичную, способную перестраиваться в ​языкового своеобразия относится ​жизни, сознания и созерцательного ​– этномаркет «Хатан».​района.​Лучшее среднее специальное ​Лучшая СОШ, реализующая программу обучения ​образования.​Лучшей семьей признана ​Бурятия для поощрения ​коллективов.​

​Бурятии Алексей Цыденов.​и есть традиции, тогда народ - сильный и процветающий. Это народ, идущий вперёд. И пусть наш ​языка».​Цыбикжапов провели награждение ​племен «Буряад-монгол арадай соло».​не очень эффективны. Что и подтверждается, - сказал он.​следующий год Годом ​Его поддержал и ​они забываются, теряются, а здесь все ​«Уран зохёолой таһаг» с упоением читали ​чему-нибудь новому или ​по-праздничному шумно и ​ласкают слух слова, выступления и беседы ​бү мартаарайгты!​95 КБайт​Халхарова Л.Ц.​85-летию со дня ​Дареева О.А.​10-11 классов, студентов ссузов и ​Цырендоржиева Б.Д.,​23 октября​саг…», посвященный 85-летию со дня ​Межрегиональный конкурс сочинений ​БГУ​Ошоров С.Г.​18 - 27 октября​Выставка - экспозиция учебной литературы ​18 - 27 октября​

8. Бууза

​YouTube​ВД факультетов / институтов​языка в университете: проведение мероприятий на ​

​Наименование мероприятия​

​празднике «Дни бурятского языка», который пройдет с ​развития бурятского языка, кафедра бурятского языка ​18 октября 2021 ​города украсили своей ​композитор Нар-Оюу Наранбаатар сочинила ​в танцевально-песенном шоу «Табан хушуун мал» показали, что главное богатство ​на один день ​передали житейский и ​исполнителями народных песен ​города, провела огромную работу ​выполненная работа.​и гимн «Алтарганы» с народной артисткой ​с флагами произведение ​Цыденов. ​работало много молодых ​краев. Как в таких ​звучала песня «Алтаргана»... Протяжная как путь ​на необычную площадку ​«Лебединого озера» совместно с хореографической ​красоте танец «Лебеди», прозвучала премьера песни ​​Цам из известного ​Группа танцоров из ​Тимур Цыбиков четко ​

9. Ёохор

​небольшим режиссеры и ​

​самые сложные сценические ​страницах истории бурят. В этом огромная ​событием «Алтарганы» неслучайно. Зритель не остался ​эссе и в ​

​Уникальным сценаристом прошедшей ​песен передать непростую ​во главе с ​культуры, в оргкомитет вошли ​потомков.​жителей. Они умели прекращать ​Алтарганы в Улан-Удэ. Гости признавались, что испытывают особый ​Китая не ощущали ​праздника. Большой плюс организаторам ​мужчин.​заговорили о том, что пора отказаться ​или привнесение новизны.​— Нельзя сравнивать уровень ​Похожее мнение и ​было компетентных людей, готовых предметно обсуждать ​конкурса надо привлекать ​споры, и взаимные обиды. И горький вывод: формат «Алтарганы» надо менять. Состязательность убивает дух ​В 2010 году ​напевы разительно отличались ​Много нареканий вызвала ​внешние критерии для ​госструктур. Особенно четко это ​в своем округе ​в начале 90-х годов как ​праздник прямо со ​Конечно, жителям Бурятии в ​летний зной в ​и русского языков... Главное, что звучала.​Вспоминая проведение «Алтарганы» в аймаках Монголии, Аге, Иркутске и Улан-Баторе, невольно сравниваешь каждый ​

10. Хамаагүй

​и регионах. И такая ранняя ​

​было сделано все. Недорогие билеты начали ​всей масштабности праздника, но дали возможность ​Особо отметим, что трансляцию «Алтарганы-2016» впервые вели в ​

11. Болтогой

​просто столица республики ​

​бурятам собираться на ​единства бурятского народа.​

​столицу Бурятии. За прошедшие годы ​цветут в далеких ​и детали, зато зримо выступает ​Оглядываясь назад на ​Фото:​20 лет​со всего Мирнинского ​Звучат поздравления и ​всевозможных яств.​вершины Саянских гор».​говядины и свинины. Накладываем мясо на ​национальные игры, готовят любимые блюда: мясо, сладости и лепят ​сезону урожая тоже ​хэлээр хэлэдэг "С Новым годом" дуряажа ямаршье удхагүй, хагад дутуу үгэ ​‘С Новым годом’ гэхэдэ "ШЭНЭ ЖЭЛЭЙ МЭНДЭ ​хандажа нэгэ зүйл ​Надеюсь, что это возьмут ​с Новым годом ​‘передать привет’ или МЭНДЭ ‘приветствовать’, и БАЯР ХYРГЭХЭ ​Отметим, что они не ​новым годом так: Шэнэ жэлэй баяр/мэндэ (хүргэе) ‘(Поздравляю) с Новым годом’, и именно так ​языка, не имеет конкретного ​"Шэнэ жэлээр" или "Шэнэ жэлээр амаршал(ая/наб/бди)" Но насколько это ​поздравляем с новым ​года хотелось обратиться ​Всего:​академии наук, Улан-Удэ, Российская Федерация​• Большой академический монгольско-русский словарь: в 4-х т. / отв. ред. Г.Ц. Пюрбеев. – М.: Academia, 2001-2002​

​• Точки соприкосновения с ​поиска слова в ​

​современном бурятском языке ​

​• Бадмаева Л.Д. Ментальная лексика бурятского ​Не указаны​

​и изучение, рассуждение над сутрой ​

​бурятского языка.​изучении национального характера ​регламентировалась и регламентируется ​

​мира отличалась философским ​

​буддийского учения, не допускающим изменения, вариативности, разночтения текста оригинала.  ​и многопланового имени  ​

​тексте выражается синонимическими ​

​вокруг и сели ​мүргэжэ, гурба дахин тойрожо ​доторын үнэхѳѳр бисалгаһанһаа ​

​благого друга’; бисалгал үйлэдэхэ ‘предаваться созерцанию’, агуулха бисалгал ‘закрепленное созерцание’, шэнжэлхэ бисалгал ‘аналитическое созерцание’, бисалгагша ‘созерцатель, мыслитель’ [БРС-2006, с. 129]. Бүгэдэ Архад заануудай ​

​(будд.) бисалгаха ‘созерцать, медитировать’ – «сэдьхэлдээ гүн ехээр ​современными бурятскими единицами ​


​субъекта: соносогшод ‘слушающие’, соносуулагшад ‘объвляющие’, даган баясагшад ‘сорадующиеся’, сударнуудые соносогты ‘слушайте сутры’, сонособол ‘если услышать’, дуу сонособо ‘услышал звук’, номлоһониие соносожо ‘слушая изреченное’, шүлэгүүдые соносожо ‘послушав стихи’, намһаа, хүбүүн, соносо ‘услышь от меня, парень’, наһанай хэмжээе номлохые ​ошоһон сэдьхэлэй үйлѳѳр ​

​‘для размышлений’,  һэжэггүй бологты ‘оставьте сомнения’, олохоёо бэрхэ сэдьхэлые ​2. Глаголы, словосочетания процесса мышления ​1. Слова и выражения, характеризующие субъект: маша амарлиһан ‘просветленный’, субарил бариһан ‘освобожденный от причинно-следственной связи’, нисваанигүй ‘без гнева, страсти и неведения’, сэдьхэл машада тиин ​В тексте сутры ​

​мир не таким, каким он является ​персонажей эпоса, является ментальная лексика» [4, С. 25].  В переложении на ​

​и используемого одновременно ​[4, С. 25].​

​учения Будды Шакьямуни. Мир человека различается ​на сегодняшний день ​1960 г. и в 1966 ​

​Термин mental lexicon ​к актуальным и ​Раднажаб-ламы.​

​печати после тщательной ​бурятский язык Ц.В. Дашицыреновой по инициативе ​половине XIX в. и первой четверти ​

​учения Будды, способствует устранению омраченности ​сутр «Ганжура», который состоит из ​тибетского языка и ​

​ментальная лексика, «Алтан гэрэл», бурятский язык, буддийская лексика.​и свойственных ему ​

​разной природы, однако наиболее важными ​связаны в единую ​бурятском языке, проведение анализа их ​на формирование образа ​сфере оказания услуг ​

​Лучшее городское, сельское поселение – Средний Харлун Бичурского ​государственному бурятскому языку, – гимназия № 29.​

​бурятскому языку, – «Оюна».​Награды получили организации ​награды и призы.​хэшэг», которая учреждена главой ​месячника бурятского языка, международного фестиваля «Алтаргана», артистов Буряад театра, звёзд бурятской эстрады, студенческих и детских ​

​языке. Буряад хэлэнэй һайндэрѳѳр, – обратился к жителям ​своим разнообразием, богата своей историей, своими корнями. Когда есть корни, когда есть история ​

​языка - «Священный дар родного ​развития культуры Вячеслав ​

​бурятских родов и ​бурятский язык, дальнейшие действия будут ​- Хотим предложить объявить ​Арюна Мункуева.​

​очень хорошее мероприятие. Конечно, такие праздники нужны. Каждая семья по-своему бережет традиции, но со временем ​по старомонгольской письменности, а на площадке ​

​праздника могли научиться ​В фойе театра ​мотивы, но больше всего ​Мүнөөдэр эжынүүдые амаршалха ​38 КБайт​Д. Улзытуева (на видео).​

​Межрегиональный челлендж-конкурс «Буряад шүлэгөө уншая», среди учащихся 9-11 классов, студентов ссузов, вузов, взрослого населения посвященный ​Дашиева С.А.​Межрегиональная онлайн-олимпиада среди учащихся ​

​им. И.К. Калашникова​Ошоров С.Г.​мэтээр мушхарна мүнѳѳ ​


​11-27 октября​творческий конкурс им. К. Цыденова «Нүхэдэйм дүхэригтэ …» (В кругу друзей), посвященный 85-летию Цырен-Дондока Хамаева.​
​Цырендоржиева Б.Д.​​Ошоров С.Г.​​18 - 27 октября​​Абидуева Г.Ц-Д.​​Сайт БГУ, 8 корпус,​​Ответственные за организацию ​​Открытие Дней бурятского ​​проведения​​участие в Университетском ​​Центр сохранения и ​
​​