Ф.А. По­но­ма­рев: Архиерей народов словенских

К 1025-летию со дня преставления равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского

о­зда­ние в IX ве­ке сла­вян­ской пись­мен­но­сти свя­ты­ми рав­ноап­о­столь­ны­ми бра­тья­ми Ме­фо­ди­ем (†885) и Ки­рил­лом (†827–†869) и их уче­ни­ка­ми ста­ло пе­ре­лом­ным мо­мен­том в ис­то­рии не толь­ко от­дель­ных сла­вян­ских царств и кня­жеств, но без со­мне­ния всей Ев­ро­пы. Свя­щен­ное Пи­са­ние, бо­го­слу­жеб­ная ли­те­ра­ту­ра, но­мо­ка­но­ны и мно­гие дру­гие тек­сты, на­пи­сан­ные сла­вян­ски­ми пись­ме­на­ми, поз­во­ли­ли мно­го­чис­лен­ным на­ро­дам, в том чис­ле рус­ско­му, при­об­щить­ся к бо­га­тей­шей хри­сти­ан­ской куль­ту­ре Ви­зан­тии; на ос­но­ве это­го в ито­ге сфор­ми­ро­ва­лась ве­ли­кая рус­ская куль­ту­ра.

В на­ши дни, ко­гда при­выч­ка к чте­нию, впро­чем, как и эле­мен­тар­ные ли­те­ра­тур­ные на­вы­ки, счи­та­ет­ся со­всем не обя­за­тель­ным и не важ­ным ас­пек­том жиз­ни че­ло­ве­ка, за­ча­стую невоз­мож­но оце­нить всё ве­ли­чие и мас­штаб де­ла со­лун­ских бра­тьев. А меж­ду тем со­зда­ние сла­вян­ской пись­мен­но­сти не толь­ко по­тре­бо­ва­ло скру­пу­лёз­ной ин­тел­лек­ту­аль­ной ра­бо­ты, но ста­ло на­сто­я­щим по­дви­гом ра­ди ве­ры и ис­ти­ны, за­бы­вать о ко­то­ром мы не име­ем пра­ва.

Де­я­тель­ность рав­ноап­о­столь­ных Ки­рил­ла и Ме­фо­дия все­гда вы­зы­ва­ла жи­вой ин­те­рес учё­ных[1]. Су­ще­ству­ет до­воль­но мно­го ис­сле­до­ва­ний раз­лич­ных ас­пек­тов их жиз­ни и мис­сии в Мо­ра­вии[2] и Пан­но­нии[3]. Здесь речь пой­дёт о рав­ноап­о­столь­ном Ме­фо­дии, хо­тя, ра­зу­ме­ет­ся, рас­смат­ри­вая его био­гра­фию, невоз­мож­но обой­ти вни­ма­ни­ем рав­ноап­о­столь­но­го Ки­рил­ла.

Рав­ноап­о­столь­ный Ме­фо­дий ро­дил­ся в 20-х го­дах IX сто­ле­тия в Фес­са­ло­ни­ках. Точ­ный год его рож­де­ния неиз­ве­стен, впро­чем, как неиз­вест­но и то, бы­ло ли имя, за­пе­чат­лён­ное в свят­цах, да­но ему при кре­ще­нии или в мо­на­ше­ском по­стри­ге[4]. Он был несколь­ко стар­ше рав­ноап­о­столь­но­го Ки­рил­ла (род. 827), ко­то­рый в кре­ще­нии был на­зван Кон­стан­ти­ном.
Читать далее Ф.А. По­но­ма­рев: Архиерей народов словенских

(41)

Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий (проповеди)

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Святой Кирилл, просветитель славян

(Заслуги его для славянского мира)

I.

Св. церковь ныне празднует память св. Кирилла, просветителя славян. Св. Кирилл до принятия монашества назывался Константином. Был у него брат Мефодий. Родом они были из г. Солуня – того самаго, куда ап. Павел писал свое послание; происходили они от родителей благочестивых, которых звали Лев и Мария. Отец вскоре умер, а Константина отдали в училище, где он с любовию занимался науками. На 15 году Константин был вызван в Царьград ко двору в соученики юному царевичу наследнику Михаилу, чтобы примером Константина заохотить наследника к учению и ко всему прекрасному. В числе учителей здесь был Фотий, ученейший муж своего времени, впоследствии патриарх константинопольский. Он полюбил Константина и даже сдружился с ним. Константин успел во всех познаниях, как нельзя более, и за свою ученость получил название философа. Вскоре он был посвящен в священники и был назначен библиотекарем при храме св. Софии, а потом учителем в одном высшем учебном заведении, где назначено ему преподавать философию и языки, которые он знал в совершенстве; но не лежала его душа к жизни мирской, – он искал уединения, желал быть отшельником, для чего и удалился на одну гору в монастырь; здесь сошелся он с братом своим Мефодием, который ранее оставил мир, и вместе с ним проводил время в посте, молитве и ученых трудах. Промысл, неведомо для них, готовил братьев к великому подвигу – просвещению славян.

Читать далее Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий (проповеди)

(485)

Поучения старца Севастиана Карагандинского

images9/22 октября Церковь чтит память преподобноисповедника Севастиана Карагандинского (Фомина; 1884–1966) – подвижника, мудрого духовного наставника и опытного врачевателя душ.

Ученик Оптинских старцев, отец Севастиан, претерпев муки в большевистских лагерях и ссылках, Промыслом Божиим нес свое служение в далекой Караганде, ставшей благодаря ему значимой точкой на духовной карте Святой Руси.

Предлагаем читателям подборку из поучений и наставлений старца.


karag4

Поучения старца Севастиана Карагандинского

pero

«Истина тогда ликует, когда за нее умирают».

«Любить Творца надо всей душою, всей силою и всем помышлением: мыслить, думать, рассуждать и Боге и благах Его, нам низпосылаемых. Ибо Он видит все наши помышления, желания и намерения по отношению к Нему и ближнему, которого любим для его спасения, а не для себя».

«Сердце тверже камня, тверже наковальни. Легче молотом сокрушить наковальню, чем сердце человеческое». Читать далее Поучения старца Севастиана Карагандинского

(420)

День памяти преподобного Севастиана Карагандинского (подборка материалов)

imagesПамять преподобного Севастиана (Фомина; 1884–1966), исповедника карагандинского, совершается в день его кончины 6 / 19 апреля, в день новомучеников и исповедников Российских и в день перенесения его мощей 9 / 22 октября.


razd001

Azbuka_Pravoslaviya_P

реподобноисповедник Севастиан Карагандинский (в миру Степан Васильевич Фомин) родился 28 октября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. После смерти родителей пятилетний Степан стал жить с семьёй старшого брата. Средний его брат принял постриг в Оптиной Пустыни. Степан хорошо окончил трёхклассную приходскую школу, книги ему давал читать приходской священник. Мальчик был слаб здоровьем, в полевых работах участвовать не мог, а ходил за скотиной, был пастухом. Часто зимой посещал он брата в Оптиной пустыни.

3 января 1909 года Степан был принят в скит Оптиной Пустыни келейником к старцу Иосифу, после смерти которого в 1911 году, перешёл под старческое руководство к отцу Нектарию и остался при нём до 1923 года келейником. Так он напитывался благодатным духом Оптинского старчества. Пострижен Степан был в мантии с именем Севастиан в 1917 году, когда начиналось время гонения на Церковь Христову. Читать далее День памяти преподобного Севастиана Карагандинского (подборка материалов)

(413)

Суббота 5-ой седмицы Великого поста. Похвала Пресвятой Богородицы (подборка материалов)

Отныне будут ублажать Меня все роды.

Лк. 1, 48

imagesЭти слова Божией Матери читаются во время Божественной Литургии в дни Богородичных праздников. Слышатся они и за нашими вечерними богослужениями. В них заключен глубокий пророческий смысл.


akafist_pbg3

razd001

bum_2На заре христианских времен из небольшого города Назарет идет в другой малоизвестный город в нагорной области Иудеи бедная, незнатная Дева, чтобы приветствовать свою родственницу Елизавету. И когда она вошла в дом и приветствовала ее, то, как повествует святой евангелист Лука, «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 41-43). Исполнившись того же пророческого духа, и Пресвятая Дева сказала о Себе: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды».

Ничто естественное не могло утвердить Ее в надежде, что о Ней не только узнают, но и будут прославлять «все роды»! Ничто земное не могло Ее подвигнуть на подобное пророчество! Сам Дух Божий, деяние Которого Она благословляла в молитве, просветил Ее разум, открыл Ее сердце и подвигнул Ее уста изречь то, что о Ней предопределено на Небе и что согласно этому предопределению с радостью приняла святая Вселенская Церковь. Читать дальше

(602)

Пяток 5-й седмицы Великого Поста. Об акафисте Пресвятой Богородице

Песнми неусыпными благодарственно Град в бранех бодрую поет предстательницу.
«Непрестанными песнями благодарный Город поет скорую Помощницу в битвах».


imagesВ пятницу вечером совершается торжественная служба Похвалы Пресвятой Богородицы. На ней поется Акафист Божией Матери, разделенный на четыре части. Исторически этот праздник связан с защитой Константинополя, когда греки, предстательством Богородицы, одержали победу над агарянами.

psvb2

razd001

Об акафисте Пресвятой Богородице

bum_2Слово «акафист» (от греч. «имнос акафистос» – букв. «гимн, при исполнении которого нельзя сидеть», в церк.-слав. переводе – «неседален») имеет два связанных между собой значения:

1) торжественное песнопение «Акафист ко Пресвятой Богородице», исполняемое на утрени праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, который отмечается Церковью в субботу 5-й седмицы Великого Поста;

2) особый жанр церковных песнопений, содержанием которого является восхваление Господа, Богоматери и святых, форма же определена «Акафистом ко Пресвятой Богородице». Читать далее Пяток 5-й седмицы Великого Поста. Об акафисте Пресвятой Богородице

(392)

Иерей Андрей Чиженко: ПОЧЕМУ В СУББОТУ ПЯТОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА МЫ ПРАЗДНУЕМ ПОХВАЛУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Действительно, в субботу пятой седмицы Великого поста мы празднуем праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. В этом году событие припадает на 13 апреля по новому стилю. Праздник еще называется Суббота Акафиста, потому что на утрене данного праздника читается акафист Божьей Матери «Взбранной Воеводе».


Мне кажется, что Суббота Акафиста неразрывно связана с Крестопоклонной Неделей. На утрене Крестопоклонной Недели (когда проходит половина поста) из алтаря износится крест, чтобы мы, взирая на страсти Господни и лобызая Честное и Животворящее Древо Креста Господня, укреплялись в дальнейшем прохождении поста. Вот и в конце пятой седмицы Церковь нас продолжает укреплять в спасительном крестоношении Святой Четыредесятницы. Остался финальный рывок. В следующие выходные начинается пролог к Страстной седмице… Воскрешение святого Лазаря Четверодневного. Верхушка иудейского общества выносит приговор Христу – смерть. Господь на ослике совершает Свой Вход в Иерусалим на вольную страсть. И дальше – кровавый пот, оплевания, заушения, прободения – Голгофа. Время ужасающего, очистительного и спасительного созерцания человеком страдающего Бога – своего Спасителя.

Кто же нас может укрепить на этом пути? Конечно, Пресвятая Богородица. Она стояла у креста. Ей оружие прошло душу. Она по воле Своего Божественного Сына усыновила в лице святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова все человечество.

И Ей мы поем акафист, чтобы Она нас укрепила взойти на вершину Великого поста, войти в Страстную седмицу.
Читать далее Иерей Андрей Чиженко: ПОЧЕМУ В СУББОТУ ПЯТОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА МЫ ПРАЗДНУЕМ ПОХВАЛУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(194)

Радуйся, чудес Христовых начало

Суббота Акафиста, Похвала Пресвятой Богородице — особое богослужение, с седьмого века по Р.Х. совершаемое Церковью в пятую субботу Великого поста. Для нас с вами торжество начнется уже вечером в пятницу.


Обратим внимание на икону, помещенную в центр храма. Деву, сидящую на троне, окружают те, кто жил на земле до Нее и чаял прихода Мессии, то есть Ее Сына. Это ветхозаветные пророки: они поклоняются неискусомужной Матери, и у каждого из них в руках — свиток с провидческими словами.

Икона «Похвала Пресвятой Богородице» помогает нам понять, какое место в Священной истории — истории нашего спасения — принадлежит простой девушке из Назарета. Я намеренно пишу здесь слово «девушка» со строчной буквы — чтобы посмотреть на Марию глазами окружавших Ее при жизни людей. Для них Она была, впрямь, обычной девочкой, девушкой, потом, как думали, молодой женщиной…

Вслушаемся в глубокие слова акафиста: «Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози. Радуйся, во чреве носящая Избавителя плененным; радуйся, рождшая Наставника заблуждшим…».


Постараемся подготовиться к этой службе. Побеседуем о Ней о том, чем Она должна стать для нас и о чем призваны мы Ей молиться, с протоиереем Александром Домовитовым, настоятелем храма в честь Воскресения Христова на Воскресенском кладбище в Саратове. Читать далее Радуйся, чудес Христовых начало

(103)

Владислав Петрушко: УСТАНОВЛЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА В РУССКОЙ ЦЕРКВИ. СВЯТОЙ ПАТРИАРХ ИОВ

СВЯТИТЕЛЬ ИОВ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ, ПАТРИАРХ

Дни памяти: 5 апреля (перенесение мощей), 19 июня, 5 октября (Моск. Свт.)

становление Патриаршества в Русской Церкви стало следствием роста ее значения и влияния в православном мире, что к исходу XVI в. обозначилось особенно ярко. В то же время нельзя не видеть в учреждении Патриаршества на Руси несомненного проявления Промысла Божия. Русь не только получала свидетельство своего усилившегося духовного значения в православном мире, но и укреплялась перед лицом грядущих испытаний Смутного времени, в которых именно Церкви будет суждено выступить в качестве силы, организовавшей народ на борьбу с иноземной интервенцией и католической агрессией.

Возникновение идеи Московского Патриаршества тесно связано с установлением автокефалии Русской Церкви. После утверждения независимого от греков статуса Московской митрополии стало осознаваться то исключительное значение Русской Церкви в православном мире, которое она получила как наиболее влиятельная, многочисленная, а главное – связанная с бытием единственного в мире православного государства Поместная Церковь. Было очевидно, что рано или поздно, Патриарший престол будет утвержден в Москве, государь которой стал преемником Императоров Ромеев и уже к середине XVI в. увенчался царским титулом. Однако возведению Московской Митрополии на степень Патриаршества в то время мешали напряженные отношения с Константинопольским Патриархатом, обиженным на Русь за переход к автокефалии и горделиво не желавшим ее признавать. В то же время без согласия Восточных Патриархов самостоятельное провозглашение Русского Митрополита Патриархом было бы незаконным. Если царя на Москве можно было поставить самим, силой и авторитетом православной державы, то учреждать Патриаршество без предварительного решения этого вопроса первенствующими кафедрами было невозможно. Исторические обстоятельства сложились благоприятно для завершения программы автокефалии Русской Церкви через установление Патриаршества лишь к исходу XVI столетия, в правление царя Феодора Иоанновича. Читать далее Владислав Петрушко: УСТАНОВЛЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА В РУССКОЙ ЦЕРКВИ. СВЯТОЙ ПАТРИАРХ ИОВ

(52)

Вопрос священнику. Новые ответы

На вопросы читателей газеты «Православная вера» и портала «Православное Поволжье» отвечает иерей Василий Куценко, клирик храма святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого г. Саратова.


— Подскажите, как правильно читать Псалтирь дома во время Великого поста? Андрей.

— Андрей, Псалтирь делится на двадцать частей, или кафизм. Проще всего в день прочитывать одну кафизму. Так за время Великого поста Вы прочтете всю Псалтирь дважды. Лучше пользоваться таким изданием Псалтири, в котором помещены молитвы перед началом чтения кафизм, а также молитвы после каждой кафизмы.

Сначала читаются молитвы перед чтением кафизмы. Каждая кафизма делится еще на три части (или «славы» — от «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу»). После прочтения первой «славы» можно добавить поминовение о здравии, после второй — об упокоении, после третьей — читаются молитвы по завершении кафизмы.

Во многих храмах перед началом Великого поста организовывают совместное чтение Псалтири — прихожане молятся друг за друга. Если Вы хотите читать Псалтирь в такой группе, нужно взять благословение у священника. Помощи Божией Вам!
Читать далее Вопрос священнику. Новые ответы

(10)

Перейти к верхней панели